1 окт. 2012 г.

Речевое развитие ребенка


Когда ребенок совсем еще крохотный родители не задумываются об общении с ним. Зачем говорить что-то, если ребенок еще ничего не понимает? И заблуждаются. Даже невразумительное мычание – это уже начало формирования речи. А у кого ребенку учиться, если не у родителей? Ему необходимо слышать слова, чтобы попытаться воспроизвести их.


Формирование речи происходит в несколько этапов.

Первый этап: крик.

В мамином животике все было просто: любые потребности ребенка мгновенно удовлетворялись. Теперь он то хочет кушать, то обсикался, то ему холодно или жарко – причин дискомфорта может быть множество, но позвать ребенок может только при помощи крика.

Если в первые дни жизни он просто кричит, то впоследствии он пытается общаться при помощи крика. Он может покричать и немного подождать – подойдет ли к нему кто-нибудь. Потом начинает кричать громче. Это и есть первый диалог.

Немного позднее крик будет отличаться по интонации и эмоциональной окраске. Мама, которая прислушивается к своему ребенку, легко определяет по крику причину недовольства ребенка.

Второй этап: гуление.

Обычно он начинается в два-три месяца, и до полугода малыш гулит. Но постепенно у него в репертуаре появляются и новые звуки. Здесь тоже важно общение с родителями. При этом ребенок еще хочет услышать ответ на свое гуление, он смотрит вам в глаза в ожидании диалога.

В этот же период он пытается подражать «взрослым» звукам. Но важнее для ребенка не просто слова, а интонации, с которыми они произносятся. Он чувствует, когда мама сердится и может поддержать ее криком, или улыбается, если у мамы хорошее настроение.

Третий этап: лепет.

После полугода ребенок уже произносит отдельные слоги: ма, ба, па и т.п. Потом пытается повторить каждый слог многократно, отсюда и получается «ма-ма-ма», «па-па-па» и прочее.

Если у ребенка по каким-то причинам задерживается один из этапов, то постарайтесь почаще с ним заниматься: берите на руки и разговаривайте с ним. При этом ребенок должен видеть мамины губы, как они двигаются, чтобы получились слова. Постепенно он начнет повторять за вами.

Четвертый этап: слова.

Первые слова ребенок произносит примерно в год, важно при этом расширять словарный запас малыша. Если раньше вы не всегда называли вещи своими именами, боясь, что ребенок вас просто не поймет, то сейчас необходимо оставить эту «дурную привычку». Каждую игрушку или любой другой предмет называйте вслух, при этом сильно не навязывайтесь ребенку. Как только он взял, например, куклу в руки, начинайте рассказывать: «какая красивая кукла. Смотри, у нее носик как у тебя, ушки, глазки, волосики и т.д.» Ребенок будет слушать и запоминать.

В этом же возрасте полезны различные дыхательные упражнения: можно дуть в свистульку, выдувать мыльные пузыри и т.п.

В этот период ребенку еще трудно запомнить длинные слова, поэтому можно научить ребенка произносить звуки, ассоциирующиеся с предметом. Например, машина гудит «би-би», собачка лает «ав-ав». Только не увлекайтесь, и когда малыш произносит «би-би», вы дополняйте «так гудит машина». Иначе вы получите ребенка, который в десять лет будет называть машину бибикой, а собаку авой.

Слова и жесты

При общении человек использует не только слова, но и жесты, а также мимику. Для детей на данном этапе большее значение имеют именно жесты и мимика, поскольку словами они еще не могут передать все, что им хочется.

При общении с ребенком чаще используйте именно жесты. Если вы просите что-то у ребенка, то не просто говорите «дай», а протяните руку ладонью кверху. Не стесняйтесь кивать или отрицательно качать головой, когда общаетесь с ребенком, так он быстрее начнет понимать вас.

При чтении стихотворения можно устроить мини-театр. Например, стихи Барто можно с легкостью изобразить. «Идет бычок, качается…» - изобразите, как он качается, или «Спать пора, уснул бычок…» - положите голову на подушку, будто вы спите. Ребенок с радостью будет повторять за вами все действия.

Почему ребенок не говорит?

Иногда мама так хорошо понимает ребенка, что говорить ему просто нет смысла. Зачем напрягаться, если и так все хорошо? Это как в том анекдоте про мальчика, который долго не говорил, ни один врач не мог понять, почему ребенок молчит. Но однажды за завтраком ребенок произнес: «Пересоленная каша!» Родители обрадовались и начали спрашивать: «Что же ты раньше-то молчал?» «А раньше», - говорит, «Все было нормально».

Поэтому иногда нужно немного хитрости. Возможно, вы понимаете все, что показывает жестами ребенок. Он берет кружку, значит хочет пить, несет книжку – хочет, чтобы вы почитали и т.д. Притворитесь, что не совсем его понимаете. Приносит книжку, наверное, он хочет, чтобы мама убрала ее на место? В ответ вы услышите возмущенный крик ребенка, рассчитывавшего, что вы ему почитаете. А если мама не понимает? Нужно искать новые способы, чтобы сообщить ей об этом.

И если ребенок не заговорил вовремя, то сильно переживать об этом не стоит. Мой старший сын заговорил в пять лет, теперь я иногда думаю «когда же он наговорится?» Хочется хотя бы пять минут отдохнуть в тишине.

4 комментария:

  1. Да, это всё очень индивидуально!

    ОтветитьУдалить
  2. Дико раздражает, когда с ребенком начинают сюсюкать (

    ОтветитьУдалить
  3. мы с детками своими разговаривали много, я и с животом говорила, и папу заставляла, хотя он искренне не понимал, зачем это надо. А вот в детсаде, в школе сразу стало заметно, что все наши разговоры даром не прошли. И самый лучший способ поговорить ты указала: пусть малыш не просто звук издает и пальцем показывает на предмет, надо, чтобы сказал, что хочет, а до тех пор родители бестолко-о-о-овые, не понимают...

    ОтветитьУдалить
  4. Если нет никакой патологии, то малыш заговорит обязательно, чем больше с ним общаться, тем раньше просто!.. ))

    ОтветитьУдалить